Тетрицкаро — город в восточном крае Квемо Картли на юге Грузии, который по совместительству является центром одноименного муниципалитета, Тетрицкаро. Если верить переписи населения Грузии, то в 2020 году население города составляло 5047 человек. Какова же история Тетрицкаро в Грузии? В чем его особенность и привлекательность для туристов? Какие достопримечательности Тетрицкаро стоит посетить в первую очередь? Ответы на эти и многие другие вопросы можно получить в данной статье.
История Тетрицкаро в Грузии
Первоначальное поселение на данной территории именовалось Гариси, но вследствие нашествий, нападений и постоянных войн территорию забросили и к началу 19 века Гариси стал городом-призраком.
Через некоторое время Гариси стали заселятся грузинскими азербайджанцами, которые переименовали местность в поселок Агбулахи, что в переводе с азербайджанского значит «белая весна». В 40-е годы 20 века название местности было вновь изменено на Тетрицкаро, что тоже обозначает «белая весна», но уже в переводе с грузинского языка. Присвоение статуса города местности было произведено в 1967 году.
Географическое положение Тетрицкаро
В восточном крае Грузии располагается муниципалитет Тетрицкаро, который является самоуправляемой единицей западного региона Квемо Картли. Тетрицкаро имеет границы с Каспи и Мцхетой на севере, с Гардабани и Марнеулина востоке, с Болниси на юге, с Цалкой и Дманиси на западе. Площадь Тетрицкаро насчитывает 1203 кв.км, минимальная высота над уровнем моря – 710 м, а максимальная высота над уровнем моря – 1230 м. Административный центр Тетрицкаро находится в 63 км от Тбилиси, в 65 км от областного центра Рустави и в 8 км от главной железной дороги (Тбилиси-Марабда-Ахалкалаки). Близость к железной дороге Марабда-Тбилиси, участку Шелкового пути, Азербайджанской Республике и Армении, Тбилисскому аэропорту, его расположение в зоне энергетического коридора Восток-Запад создает хорошие возможности для развития муниципалитета.
Туризм в Тетрицкаро
Муниципалитет Тетрицкаро является одним из самых важных и выдающихся мест благодаря своему богатому историко – культурному наследию , климатическому и рекреационному значению и географическому положению. На территории муниципалитета насчитывается около 475 уникальных памятников культуры и природы , имеющих историческое значение. В муниципальном образовании могут развиваться следующие виды туризма: агротуризм, экотуризм, конный, пеший, культурно-досуговый, экстремальный, приветственный туризм и другие.
К памятникам исторического значения относятся Гударехский монастырский комплекс (XIII век ), купольная церковь сорока мучеников (село Гобани XVI век), монастырский комплекс Пиргебули ( XIII век), крестово-купольный комплекс Фитарети, Манглисский Сиони, один одного из городов Самшвилди в Грузии, одного из старейших городов-крепостей. Крепость Парцхиси, расположенная недалеко от села Парцхиси и в VIII-IX веках была очень сильной крепостью. Заслуживают внимания крепость Биртвиси – крепость, которая сочетается с природным скальным массивом, крепость Хулути и др.
Тетрицкаро отличается обилием пещер, большая часть которых сосредоточена в лавовых каньонах реки Кция и ее притока. Заслуживают внимания пещеры Самшвилди, Мугутские котлы, Тавгургулинские котлы, пещерный комплекс Пиргебули и другие.
В районе Тетрицкаро обнаружены древние энеолитические киоски, мениперы, гробницы, скальные пещеры, мегалитические или циклопические постройки («героический разрез»), «валун Гохнари» и др.).
Муниципалитет Тетрицкаро также отличается обилием редких природных памятников, в частности, природного морозильника (около села Клдей), скал Биртвиси, пещеры Арсена, Клдекари и других.
Уникальные достопримечательности муниципалитета Тетрицкаро в Грузии
По историческим данным, на территории муниципалитета Тетрицкаро в исторической провинции Квемо Картли на юго-востоке Грузии находится около 367 историко-архитектурных памятников культуры, среди которых монастырские комплексы Питарети, Гударехи, Пиргебули, церкви Манглисского собора, церкви Божией Матери Цинцкаро, купольной церкви Диди Тонети, церкви Святой Троицы в Чхиквате и других; и древняя городская крепость Самшвилде вместе с крепостями Клдекари, Парцхиси, Орбети, Хулути, Биртвиси и так далее.
Монастырский комплекс Питарети расположен примерно в 110 километрах (около шестидесяти двух миль) от Тбилиси в муниципалитете Тетрицкаро в Грузии. Монастырские постройки построены в глубоком каньоне реки Кция (Храми). Высоченные горы, которые покрыты лиственным лесом, возвышаются над обеими сторонами узкого ущелья. Есть также некоторые хвойные деревья, которые придают пейзажу особую причудливость и колорит. Из-за сложного рельефа монастырские постройки расположены на абсолютно разных плоскостях, причем древняя каменная ограда кое-где разрушена, а новая, с бойницами, предназначенными для хранения огнестрельного оружия, сохранилась в хорошем состоянии.
Удивительным образом и сохранилась полуразрушенная колокольня с погребом для винных бутылок и остатками других монастырских построек в северной ее части.
Признанный ученый, архитектор, доктор искусствоведения, профессор Грузии Пармен Закарая в своей книге «Грузинская центрально-купольная архитектура» отмечал, что исследование церкви Питарети еще предстоит написать, но оно требует свое достойное место в истории мирового церковного зодчества, прежде всего, благодаря трудам академика Георгия Чубинашвили, таким, как его «О национальной форме в архитектуре прошлого». Сам же Закарая в своей вышеупомянутой работе дает полную характеристику и описание церкви Питарети и историко-художественный, архитектурный анализ.
Купольная церковь Питарети возведена посредством использования узорчатого камня, что придает ей особый шарм и причудливость. Внутри пространство монастыря просторно и вместительно, особенно освещен алтарь. По мнению профессора Закарая, в неравномерности освещения проявляется стилистический подход архитектора, использовавшего контраст светотени. Постепенно темнеет по мере продвижения от центра к окраинам, а в проходах уже почти темно. Эффекта неравномерного, играючи интересного освещения архитектор достиг благодаря большому количеству окон разнообразных размеров и форм.
Архитектор разместил по всему периметру цилиндрического купола двенадцать окон, которые обильно пропускали свет в пространство монастыря и достигал всех четырех внешних его частей.
Церковь Питарети прославилась не только своей совершенной и уникальной композицией и великолепием, но и поражающим глаза орнаментом, а также декором на фасадах и цилиндрическим барабаном под куполом.
В 1750 году церковь и монастырь Питарети в Тетрицкаро были разграблены во время набега, и жизнь в них замерла примерно на 250 лет. В 2007 году Питарети снова стал активным православным центром с регулярными службами и ежегодным фестивалем «Питаретоба». Однако у него есть и серьезная проблема, так как к монастырю нет дороги, а река Кция является препятствием.
Не меньше привлекает туристов еще один исторический памятник – Гударехский монастырь в Тетрицкаро в Грузии. Его главная церковь является одним из тех редких памятников церковного зодчества Грузии, чьи имена архитекторов и владельцев зданий известны. На поверхности южной стены главной гударехской церкви до сих пор находится в хорошем состоянии строительная надпись асомтаврули, которая использовалась только в церковных текстах. Гласит она, что церковь построена «во имя Божие и под покровом великомученика Георгия Победоносца рукою Чичипоридзе, грешной, для молитв и прославления царицы Русудан…». Царицу Русудан, которую упомянули в надписи, одни историки отождествляли с воспитательницей царевны Тамар и сестрой царя Георгия III, а другие отождествляли с дочерью царицы Тамары (Такаишвили). Таким образом, они попытались определить дату этого здания, судя по жизни этих женщин. Также летописец ясно указывает, что тяжелобольная царица Русудан скончалась в Тбилиси, а останки ее были торжественно перенесены в Кутаиси и преданы земле в Гелатском монастыре. То есть если бы захоронение царицы Русудан было в Гударехском монастыре, то это было бы известно летописцу. Он указывает, что царица Русудан, тяжело больная, скончалась в Тбилиси, а останки ее были торжественно перенесены в Кутаиси и преданы земле в Гелатском монастыре. Если бы царица Русудан была похоронена в Гударехском монастыре в Тетрицкаро, летописец наверняка знал бы об этом.
Но кем же тогда была царица Русудан, которая стояла у истоков возведения главного храма Гудахерского монастыря? Признанный ученый, историк Гулеко Медличдзе нашла еще одну царицу Русудан, которая была дочерью царя Деметрия II Самоотверженного. Царь Деметрий II был женат на Ирене, которая была дочкой императора Эммануила Трапезундского, от которой у них родилось 4 сына и дочь по имени Русудан. Деметрий выдал Русудан замуж за сына великого князя Буги. Но почти сразу же вскрылась информация о заговоре князя против хана Аргуна, и Буги был казнен как подстрекатель вместе с сыном, и конечно, не обошлось и без казни детей Русудан. Сама королева в тот период находилась далеко от места заговора и казни, и таким образом избежала гибели. Сам Деметрий II был обезглавлен, когда прибыл в монгольску ставку. Католикос Авраам Грузинский принес свои останки и захоронил их в Тетрицкаро, в Грузии. Дочь грузинского царя Деметрия позже вышла замуж повторно за богатого грузинского феодала Така Панаскертели, правителя Тао — исторической грузинской области, ныне принадлежащей Турции. Русудан приняла решение вернуться а Картли после того, как узнала о гибели Панаскертели. Но дата ее гибели и по сей день неизвестна. Благодаря ей была построена главная церковь Гударехи, первоначальной функцией которой была усыпальница Русудан как свою усыпальницу. Согласно ее завещанию, после кончины царица была предана земле в Гударехском монастыре Тетрицкаро. Король Картли Лурсаб II в своей царской грамоте Гударехскому монастырю упомянул об этом событии. По словам Гулеко Медличдзе, королева Русудан была очень верна своей родине и христианской религии.