Джвари- город и храм, как добраться

На западе Грузии, на побережье реки Ингури живет своей спокойной жизнью маленький городок Джвари. Его площадь составляет всего 10 кв. километров,  а численность населения немногим больше 4 000 человек.

Пожалуй, единственной достопримечательностью города Дж­ва­ри является  Ин­гур­ская ГЭС. Плотина Ингури обеспечивает 46% всей электроэнергии, потребляемой в Грузии. В со­вет­ское время в Дж­ва­ри ра­бо­та­ла знаменитая чай­ная фаб­ри­ка. Еще городок славен тем, что здесь  ро­дил­ся и по­хо­ро­нен Ме­ли­тон Кан­та­рия — участ­ник во­дру­же­ния Зна­ме­ни По­бе­ды над Рейхс­та­гом 1 мая 1945 г.

Джвари: город и храм

В переводе с грузинского Джвари  означает «крест». Существует несколько легенд, объясняющих такое название города.

Первая легенда гласит: ученики Иисуса Христа  после распятия своего учителя взяли на себя миссию по распространению идей христианства по всему миру. Святой Андрей, один из учеников Христа, привнёс христианство в Грузию: крестил людей на реке Ингури, а в качестве символа христианства вбил в землю крест. Поэтому люди назвали это место Джвари.

Согласно второй легенде, царица Грузии Тамара во время посещения села в XII веке потеряла свой золотой крест. Вся свита во главе с царицей искали пропажу. А когда же крест нашелся, царица воскликнула: «Джвари, Джвари!» Отсюда и название города.

По еще одной легенде царица Грузии Тамара во время визита  в Джвари увидела, что  две реки, Ингури и Магану, расположены, пересекая друг друга, как бы образуя форму креста, и она  удивленно  воскликнула: «Смотри! Джвари, Джвари!» Вот и еще одно объяснение названию города Джвари.

Судя по легендам, можно предположить, что история Джвари насчитывает около 2000 лет.

Храм Джвари

Однако туристы, приезжающие в Грузию полюбоваться ее красотами, отправляются в храм Джвари.  Одноименная с городом достопримечательность расположена в городе Мцхета, древней столице Грузии. Она основана в 5-м веке до н.э. По преданию основателем города был потомок Ноя и сын прародителя грузинского народа Картлоса – Мцхетос, в честь которого и назван город. Здесь находится множество культовых христианских  святынь ,  поэтому Мцхету именуют Вторым Иерусалимом.  Восхищает пейзаж этой местности: с горы, на которой расположен храм, мы видим, как две бурные реки Кура и Арагва сливаются в единый мощный поток.

Как тут не вспомнить Лермонтова и его «Мцыри»:

Немного лет тому назад,

Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь. Из-за горы

И нынче видит пешеход

Столбы обрушенных ворот,

И башни, и церковный свод;

Но не курится уж под ним

Кадильниц благовонный дым,

Не слышно пенье в поздний час

Молящих иноков за нас.

Примечательно, что в поэме Лермонтова монастырь заброшен, а Джвари в те времена был действующим. Значит, либо поэт ввел нас в заблуждение, либо писал о другом монастыре. Так или иначе это вопрос предстоит решать историкам и литераторам, но окружающий пейзаж в поэме описан необычайно точно и проникновенно.

История монастыря

Монастырский храм Джвари был построен в YI веке, а точнее- с 590 по 605 годы нашей эры. Эти даты увековечены на фасаде храма. В это время не было еще ни Москвы, ни даже России. А Рим на момент постройки храма пал лишь 150 лет назад.

Храм построен на высокой горе, поэтому его видно из города Мцхета, расположенного неподалеку. Согласно легенде, иберийскому царю Мирану III привиделись четыре падающие звезды. Святая равноапостольная Нино Каппадокийская в местах падения звезд воздвигла кресты, сплетенные из виноградной лозы и связанные ее волосами. На месте одного из крестов и построен монастырь Джвари. Воздвигнутые  Нино Каппадокийской кресты ознаменовали собой принятие Грузией христианства.

Во время строительства храма Грузия уже была христианской, однако главенствующим учением было монофизитство (евтихианство).

Подробности про монастырь

ДЛЯ СПРАВКИ

Монофизи́тство (от др.-греч. μόνος — «только один, единственный» + φύσις — «природа, естество»), или Евтихиа́нство, — христологическая доктрина в христианстве, постулирующая наличие только одной, единственной Божественной природы (естества) в Иисусе Христе и отвергающая Его подлинное человечество. Приписывается авторству константинопольского архимандрита Евтихия (около 378—454). Ошибочно приписывается Армянской Апостольской Церкви и другим Дохалкидонским Церквям.

Ист. — Векипедия

Характерным для монофизитов  было создание храмов в  форме тетраконха, креста, вписанного в квадрат.Вплоть до конца 8 века , то есть до перехода Грузии в православие,  большинство грузинских храмов, строили в форме базилик.

ДЛЯ СПРАВКИ

Бази́лика (базили́ка) (греч. βασιλική — царский дом) — тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов.

С 736 по 1122 год  Грузия пребывала под эгидой Арабского халифата, то есть находилась под арабским правлением.

ДЛЯ СПРАВКИ:

Арабское правление в Грузии относится к периоду истории Грузии, когда вся или часть страны находилась под политическим господством мусульманских арабских правителей, от первых арабских вторжений в середине VII века до окончательного разгрома Тбилисского эмирата от рук царя Давида IV в 1122 году. Этот период называется «Арабоба» (არაბობა) на грузинском языке. Ист. — Векипедия

Вполне естественно, что Тбилисский эмират в той или иной степени попал под влияние мусульманской культуры. Что касается храма Джвари, то его судьба во время сосуществования христианских княжеств и исламской власти неизвестна. Был ли он заброшен, или служил мечетью для персов , информация до нас не дошла.

на рассвете гора Джвари

В середине 9 века правитель Тбилисского эмирата Исхак ибн Исмаил ибн Шуаб (в Грузии  его звали  Сохак) принял  христианство, отказался платить дань Багдаду  и объявил о  провозглашении эмирата независимым государством.  Однако Сохак потерпел поражение: в 853 году армия халифата была разбита, а Тбилиси (Тифлис) захвачен и  сожжен дотла. Был сожжен и монастырь Джвари, а деревянный крест персы увезли с собой. Однако, как гласит предание, их «обуял их недуг живота и порешили они, что пострадали от креста». Крест был ими же и возвращен в разрушенный храм.

Монахам, продолжавшим жить в сгоревшем храме, не удалось ни восстановить разрушенные здания, ни сохранить уцелевшие. Однако, несмотря на время и разрушительный набег  персов, внутри и снаружи храма сохранились некоторые первозданные элементы украшений.

Храм Джвари является предметом многовековых споров между историками Грузии и Армении. Одни считают, что храм строили армяне, другие утверждают, что храм построен грузинскими мастерами. Этот спор имеет под собой вполне объяснимые основания: в начале 590-х годов Иран передал в пользу Византии огромный земельный участок, ранее принадлежавший Армении. А вместе с этой землей Византийская империя получила и часть западной Иберии. По Ктесифонскому соглашению была обозначена граница, которая прошла между Мцхетой и Тбилиси. В настоящее время на этом месте находится ГЭС. Так в истории происходит этническое смешение и взаимопроникновение культур.

Архитектура храма

Храм воздвигнут на самой вершине скалы и прекрасно вписан в общий ландшафт.  Своими вертикальными линиями он устремляется к небу, как бы являясь гармоничным и естественным продолжением горы.

В целом архитектура храма проста и строга, здесь нет ничего лишнего и затейливого. Однако он завораживает своей величественностью и грандиозностью.  Центральный храм имеет внутреннее пространство и увенчан единым куполом.

На языке архитекторов тип таких храмов называется тетраконх или «четыре раковины», в плане — крест с закругленными концами. Родиной таких построек считается Византия.

Поскольку до начала строительства храма Джвари Мцхета, по одной из версий историков,  была подчинена католикосату Аванскому , то есть принадлежала Византийской империи, вполне естественно, что это отразилось на архитектуре построек того времени. В частности, купол храма имеет не пирамидальную, а плоскую или греческую форму. Немного позже подобные храмы были построены в Атенинском Сионе, в монастыре Чкондиди и Светицховели.

Уникальным элементом в архитектуре храма является так называемый тромп- арка, держащая купол.

Наряду с надписями, выцарапанными на фасадах храма туристами, сохранились и те, что сделаны теми, кто строил храм: Крест Спасителя, помилуй Стефаноза, патрикоса Картли, Святой Григорий Архангел помилуй Адарнасе ипатоса,  Святой Стефан, помилуй Стефаноза , Святой Михаил Архангел, помилуй Деметре ипатоса.

Стены храма облицованы отшлифованными плитами песчаника, камня натурального происхождения, представляющего собой сцементированный самой природой песок.

русло реки

На специальном возвышении внутри храма- поклонный крест, к которому с молитвами походят посетители храма.

Главной храмовой иконой и жемчужиной убранства Джвари является икона Святой Нино, основательнице и попечительнице храма. На иконе Святая Нино изображена с крестом в руке. Крест необычной формы —  с опущенными книзу концами горизонтальной перекладины,  сплетен из виноградной лозы и перевязан прядкой волос.

Традиции Джвари

Существует традиция, по которой люди — и местные жители, и туристы, и паломники должны «послужить Богу»: в тяжких трудах преодолеть препятствия на пути к храму, поднимаясь к храму  по древней извилистой тропе протяженностью в 300 метров.

По дороге к храму встретится родник с целебной водой, который, по легенде, появился молитвами Нино Каппадокийской. Роднику также приписывают волшебное свойство наградить потомством семьи, которые уже отчаялись заиметь детей.

Джвари в наши дни

До 2007 года храм Джвари был отнесен к числу монументов, памятников истории и архитектуры, находящимся под угрозой гибели. В настоящее время проведены значительные реставрационные работы при участии экспертов Национального агентства культурного наследия ЮНЕСКО. Реставрации и реконструкции подверглись здание церкви, врата, ограда и другие древние постройки комплекса.

Сейчас храм Джвари- это не только историческая и архитектурная ценность, но и действующий монастырь, куда как   к древней христианской святыне не иссякают потоки туристом и паломников  со всего света. Достаточно прочесть отзывы тех, кто посетил это удивительное место, и возникает непреодолимое желание увидеть храм и величавую природу тех мест своими глазами, почувствовать величие древности и дух легенд.

Вероника Назаренко

Привет, меня зовут Вероника, я переехала в Грузию из России на ПМЖ 5 лет назад, обожаю эту прекрасную страну с добрейшими людьми, поэтому завела этот блог про мою любимую страну, здесь делюсь с читателями интересными фактами, местами и полезной информацией для туристов! Задавайте вопросы и делитесь мнением в комментариях, если сайт вам помог, сохраняйте в закладки (Ctrl +D) чтобы не потерять, здесь все самое полезное по Грузии! Благодарю!

Оцените автора
VGruzii.ru
Добавить комментарий