За прошедшие 30 лет в Грузии было проведено много реформ, которые затрагивают местное самоуправление Грузии. Однако, все проведенные реформы привели к одному результату, и его можно описать следующей фразой «два шага вперед, один назад».
В чем слабость самоуправления в Грузии? Почему стране не удалось добиться реальной децентрализации?
Проблема первая: регионы финансово несостоятельны
Независимость самоуправляющей системы в первую очередь определяется ее финансовой устойчивостью. Действующая в Грузии финансовая система управления определяет размер бюджета всех муниципалитетов, из этого и выходит степень независимости самоуправляющей системы. В задачу финансовой системы входит распределение бюджета.
Начиная с 2007 года, в местном бюджете остаются только земельный налог, налог на имущество, местные сборы, а также средства, получаемые за погашения штрафов. Налоги, взимаемые на прибыль, а также подоходный налог напрямую перечисляется в центральный бюджет, после чего трансфером возвращаются в регионы. Однако размер средств, вернувшихся трансфером, будет намного меньше.
Кроме того, НДС, который поступает в государственный бюджет, так же, как и все остальные налоги, распределяется по регионам. Однако, перед распределением проводятся различного рода махинации.
Данная система распределения выглядит очень закрытой, и даже затормаживает развитие местного самоуправления, а также ставит под вопрос независимость системы.
Дело в том, что зачастую бюджеты самоуправления не получают даже ту часть средств, которая должна находиться в местных бюджетах. Например, средства, получаемые от налогов на имущество, недвижимость, которая стоит на территории муниципалитета, либо не является собственностью местного самоуправления, либо оценена по очень низкой цене.
Малое количество средств поступает и от земельного налога, так как участки размером до 5 гектаров не облагаются налогами, таким образом муниципалитет не получает ровным счетом ничего от данных объектов.
В Грузии пять самоуправляющихся городов и 59 самоуправляющихся общин. Самоуправляющиеся города: Тбилиси, Кутаиси, Батуми, Рустави, Поти. Самоуправляющаяся община (например, Зугдиди, Сенаки, Ахалцихе, Ниноцминда и другие) — это объединение поселений с собственным бюджетом.
Кроме того, на сегодняшний день, вопрос о распределении НДС в Грузии очень спорный. Известно, что 19 процентов НДС, который поступает в общий бюджет государства, в дальнейшем распределяется между муниципалитетами.
В каком размере получит средства тот или иной муниципалитет, вычисляется по следующей формуле.
Данная формула составляется по следующим пунктам:
- площадь муниципалитета
- общая численность населения и количество детей от 0 до шести лет
- высота над уровнем моря и т.д.
Проблема вторая: собственность и земля в муниципалитетах принадлежат центру и управляются им
Как утверждают эксперты по самоуправлению, отсутствие четкого плана по разделению собственности значительно ослабляет муниципалитеты, а также лишает их возможности получения доходов.
Например: сельскохозяйственные земли, здания, государственная собственность находится под управлением правительства. Правительство имеет право на продажу, управление, сдачу помещения или же земли в аренду. В случае, если собственность будет передана муниципалитетам, это позволит на месте решить многие вопросы.
Проблема третья: вмешательство в полномочия
Опираясь на кодекс местного самоуправления, введение сборов, облагораживание территории муниципалитета, обеспечение его водой, а также создание реакционных зон – это остается в руках муниципалитета. Список данного кодекса очень большой. Кроме того, в том же кодексе указанно, что государство имеет право делегировать органам самоуправления более эффективные полномочия на местах. Однако на самом деле, все складывается по-другому.
Известно, что наивысшим должностным лицом в самоуправляющей системе Грузии является мэр. Мэр в Грузии избирается сроком на 4 года. В мэры может баллотироваться любой гражданин Грузии, достигший 25 лет.
Проблема четвертая: низкая вовлеченность граждан
Главной сутью самоуправления является то, что решается, в какой среде жить, и все эти решения должны приниматься гражданами. Например, если сравнивать с высокоразвитыми странами мира, можно увидеть, что там развито и самоуправление. Кроме того, даже в тех странах, которые только стремятся к достижению стабильного и «здорового» самоуправления, система максимально взаимодействует с гражданами, а граждане готовы взаимодействовать с ней в ответ. Однако, в Грузии население практически не активно в данном вопросе.
Население понимает, что государственные органы «не спрашивают» их мнения при принятии тех или иных решений, однако и сами не желают проявлять инициативу. Именно по данной причине государству приходится принимать решения самостоятельно, не спрашивая граждан.