В советский период Грузия была одной из самых коррумпированных республик, входящих в состав СССР. После развала Советского Союза Грузия продолжала лидировать по взяточничеству в структурах власти. Особенно ярко оно проявлялось в дорожной полиции, в сфере высшего образования, в таможенных структурах и т.д. В период с 1990 по начало 2000-х годов проводились мероприятия, направленные против коррупции, однако, ощутимых результатов они не принесли, а имели, скорее, показной характер. Особенно высокий уровень коррупции наблюдался в 1990-е годы, когда страна пребывала в сложной экономической ситуации. Все это привело к массовому оттоку населения Грузии в другие страны (в том числе в Россию, Израиль, Германию, Украину, Америку и другие государства).
В начале 2004 года, в результате президентских выборов, пост президента Грузии занял Михаил Саакашвили. На тот момент ситуация в стране была накалена до предела. Коррупция процветала, экономика находилась в упадке, в стране господствовали «воры в законе». Государственные структуры поставили «на поток» куплю-продажу своих услуг, взятки решали все проблемы и открывали все двери. Деятельность органов власти была тесно связана с преступным миром. Обычные граждане в случае возникновения проблем, решали их не с помощью правоохранительных структур, а обращались к криминальным авторитетам. По статистике тех лет, мечтой 75 % школьников было не получение качественного образования, а возможность стать в перспективе «вором в законе» либо удачно выйти замуж за представителя преступного мира.
Простые грузины смирились с действительностью и были разочарованы в работе государственных органов. В таких условиях Саакашвили пришел к власти, что было намного труднее, в сравнении с наследством, полученным Виктором Ющенко в Украине (2005 г). Но итоги правления этих двух государственных деятелей показали совершенно противоположные значения.
Для Грузии взяточничество было обычным явлением еще со времен СССР, что, собственно, и сыграло решающую роль для Саакашвили при выборе ВУЗа для получения высшего образования. Он поступил в университет им. Шевченко в Киеве, куда не нужно было платить громадные суммы, как в грузинских ВУЗах. Несколько лет будущий грузинский лидер, прежде чем вернуться на родную землю, провел на Западе и в Америке, приобретая опыт и знания в области международных отношений.
Итогом революции роз стал приход к власти новой элиты, не имеющей ничего общего с номенклатурным прошлым. Саакашвили строил свою деятельность, не прибегая к компромиссам с криминальным миром. По его убеждениям, невозможно было в тех условиях проводить одиночные реформы, преобразования должны одновременно касаться всех сфер деятельности. Причем проходить все должно было оперативно, не растягиваясь на долгие годы.
Лекарство, которое уничтожило коррупцию в Грузии
Борьбу с коррупцией Саакашвили начал с органов правопорядка, что было совершенно правильным шагом, так как именно эта часть системы (полиция, суды, прокуратура) призвана бороться со взяточничеством. Став президентом, Саакашвили поменял все руководство силовиков. Первыми, кто «пострадал» от действий нового президента стали гаишники. Буквально через две недели Грузия оказалась без автоинспекции, поскольку не брать взятки на дорогах было просто нереально.
Был принят закон «О патрульной полиции», создана новая структура — патрульная полиция, работа которой была построена на противодействии нарушителям закона и надзоре за движением на дорогах. Кроме того, был образован отдел криминальной полиции. Причем порядка 90 % всех работников действующей ранее милиции были уволены, а численность вновь образованной структуры сократилась до 30 тысяч (вместо 75).
При наборе новых сотрудников одним из главных условий трудоустройства было отсутствие опыта работы в система право защиты. На обучение новых кадров было дано всего несколько месяцев, при этом зарплата была увеличена в разы (сегодня средний полицейский Грузии получает денежное довольствие 700 долларов, кроме того, имеет ряд льгот).
Также была создана Генеральная инспекция для выявления нарушителей закона в самой системе. В полицейский патруль Грузии входит два сотрудника, которые постоянно находятся под видеонаблюдением в специально оборудованном автомобиле. Оформлять штрафы вне границ видимости камеры сотрудники не имеют права. При этом состав патруля постоянно меняется, что препятствует созданию стойких пар. Любой новый сотрудник может оказаться работником спецслужбы.
Деятельность сотрудников Генеральной инспекции распространяется и на иные структуры, выявляя недобросовестных чиновников, склонных к взяточничеству.
На сегодня возможность дать взятку в Грузии сведена к минимуму. Владелец автомобиля, желающий получить престижные номера, может приобрести их в магазине по высокой стоимости. Чиновники не могут обслуживаться вне очереди, так как за этим может последовать увольнение.
Следующим шагом стала война с «ворами в законе», которые до прихода Саакашвили со своей командой, господствовали в стране, тесно сотрудничали с коррумпированной милицией и даже с представителями высшего эшелона власти.
За короткий срок было взято под арест несколько преступных авторитетов, а их имущество было конфисковано. Был принят закон, по которому можно взять под стражу лицо, признавшее свою причастность к криминальному миру на срок от 5 до 10 лет. Арестованные отбывают наказание в тюрьме, расположенной под зданием МВД, не имея возможности воспользоваться сотовой связью. В 2006 году была предпринята попытка восстания криминального мира, однако, ее жестко подавили силовые структуры. Многие криминальные авторитеты были вынуждены бежать из страны.
Итоги мероприятий
О положительных результатах реформирования полиции Грузии говорит статистика. Число тяжких преступлений снизилось на 35 %, грабежей — на 80 %, а убийств — в два раза. За шесть месяцев в стране была украдена только одна машина. Основная масса граждан страны доверяет органам полиции, что приравнивается к степени доверия к церкви.
Борьба с коррупцией коснулась и коррумпированных чиновников старого формата. Был принят жесткий законодательный акт о борьбе с коррупцией, в соответствии с которым, если тот, кто получил взятку заявил об этом в полицию, он освобождается от ответственности. Каждый человек, который находится под следствием за должностное преступление и предоставляет сведения о более тяжком преступлении, совершенном его руководством, может быть освобожден от ответственности. Эти меры способствовали выявлению коррупционеров и эффективной работе аппарата чиновников.
Реформы коснулись и таможенной службы, где до 2004 года индекс коррупции был очень высоким. В этом ведомстве были проведены кадровые перестановки, многие работники были освобождены от своих должностей, некоторые арестованы и осуждены, что освещалось в средствах массовой информации.
Система образования тоже была очищена от взяточничества. Однако, признавая победу в борьбе с коррупцией, надо признать и то, что для многих граждан Грузии стоимость обучения непомерна высока. Простым людям приходится оформлять кредиты либо отказываться от обучения.
Такое положение вещей относится и к реформированию сферы энерго и газоснабжения, где, искоренив коррупцию, страна получила непомерно высокие расценки за потребление этих ресурсов.
Заключение
Грузия много сделала для того, чтобы победить элитарную коррупцию, однако, по мнению политологов (в частности Арчила Сихарулидзе), искоренить ее полностью не удалось и Михаилу Саакашвили. Тема коррупции звучит и сегодня. Разница в том, что при Шеварднадзе коррупция носила всесторонний характер, а с приходом к власти Саакашвили, она была ликвидирована только на нижнем и среднем уровне, однако, справиться с элитарной коррупцией, в которой участвуют представители высшего эшелона власти, Саакашвили не удалось. Надо признать тот факт, что элитарная коррупция имеет место не только в Грузии, но и во многих странах мира. На сегодняшний день Грузия занимает 44 позицию среди 180 мировых стран в индексе восприятия коррупции.